Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Александр Федорович Клубов. Печать

klubov_af1

Александр Федорович родился 18 января 1918 года, в деревне Яруново Вологодской области.

Рано потеряв отца, Саше с малолетства пришлось познать нелёгкий крестьянский труд. В автобиографии А.Ф. Клубов писал, что самостоятельно начал работать с 8 лет. С 1926 по 1928 год работал по найму, с 1928 по 1934-й учился в сельской школе по месту рождения.

 

По окончании семилетки деревенский паренёк поехал в гости к родным в Ленинград, да там и остался. В то время при крупных промышленных предприятиях создавались школы фабрично - заводского ученичества. Саша решил стать металлистом. В 1934 - 1935 годах он учился в школе ФЗУ. Окончив её с отличием, начал работать на заводе "Большевик" токарем, в цехе его хвалили. С 1936 по 1939 год, до ухода в Красную Армию, работал настройщиком автоматических станков на карбюраторном заводе им. В. В. Куйбышева.

Именно там, на заводском дворе и увидел он впервые планер, приобретённый заводской ячейкой ОСОАВИАХИМА, впервые занял место в кабине пилота. Этот день решил его судьбу - 3 раза в неделю после работы Александр стал заниматься в городском аэроклубе, программу которого освоил с отличными оценками.

В 1937 году Александр Клубов по комсомольской путёвке был принят в Чугуевское военное авиационное училище. Знания, полученные в аэроклубе, помогли в короткий срок войти в курс армейской жизни, освоить несколько типов боевых самолётом, стать лётчиком - истребителем.

По окончании училища в октябре 1940 года младшего лейтенанта А. Клубова направили для дальнейшей службы в Закавказье, в 84-й истребительный авиационный полк.

Свою боевую деятельность Александр Федорович начал в августе 1942 года, на Северном Кавказе, летая на устаревшем биплане И-153. Малоизвестный период боевой биографии Александра Федоровича Клубова опубликовал в  своей книге писатель Алексей Викторович Тимофеев: «….когда немецкие танковые колонны летом 1942 года прорвались на Северный Кавказ – остановить их было практически некому. И на эти колонны были брошены две эскадрильи штурмовиков. Штурмовики «Чайка» представляли из себя деревянную конструкцию с обшивкой, пробиваемой из пистолета. Летчиков, которые участвовали в тех боях, так и называли – «веселые ребята», потому что они каждый день играли со смертью. Почти все они и погибли, но задачу выполнили, танки остановили. Александр Клубов тогда, можно сказать, чудом выжил. Он лично уничтожил 16 танков, 40 автомашин, более 200 солдат и офицеров противника…»

Всего за период службы в 84-м ИАП  (только в составе Северо - Кавказского фронта Клубов произвёл 242 боевых вылета, из них 151 - на штурмовку войск противника. Штурмовыми действиями им было уничтожено и повреждено: 16 танков, 37 автомашин с боеприпасами и грузами, 12 зенитно - пулемётных точек, 2 бронемашины, до 240 солдат и офицеров противника. Он участвовал в 5 штурмовых налётах на аэродромы неприятеля, в результате которых было уничтожено до 16 самолётов врага. Принял участие в 56 воздушных боях, в результате которых лично сбил 4 самолёта противника  ( 3 Ме-109 и 1 Ju-87 )  и 18 уничтожил в группе с товарищами. 19 октября 1942 года его наградили орденом Красного Знамени, а 3 мая 1943 года - орденом Отечественной войны 1-й степени.

В конце мая 1943 года 15 лётчиков полка, среди них и Александр Клубов, были переведены в знаменитый 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Попавшие в 1-ю эскадрилью прошли основательную подготовку под руководством А. И. Покрышкина, он же пристально проследил за их учебными полётами и первым из вновь прибывших взял в бой Клубова. Тот сразу зарекомендовал себя бесстрашным и в то же время творчески мыслящим воздушным бойцом.

В своей книге "Небо войны", А. И. Покрышкин посвятил много строк молодым лётчикам. И больше всех именно Клубову:

«Решительный, смелый, он разумно строил бой, и его группа всегда добивалась успеха. Он видел всех и вовремя отдавал команды. Его мужество, сообразительность и воля связывали группу в единый мощный кулак. Спокойный и немного флегматичный на земле, в воздухе он преображался, становясь дерзким, решительным и инициативным бойцом. Клубов не ждал, а искал противника. У него был дух настоящего истребителя. Он был смел, но не бесшабашен. Мог в нужную минуту пойти на риск больший, чем кто - либо другой".

Порой считают, будто лётчику нужны только смелость и хладнокровие. Но бой требует, прежде всего, мысли и душевной окрылённости. Совершенствуя лётное мастерство, Клубов вносил в каждый поединок с врагом что - то своё, новое. Именно он положил начало высотному перехвату самолётов противника, который в конце войны широко применяли советские лётчики. В последующих сражениях советский ас приумножил боевой счёт. Прикрывая наземные войска, он громил врага на Украине и Кубани, в Крыму и Молдавии, а затем - в Румынии и Венгрии.

 

Список всех известных побед  дважды Героя Советского Союза гвардии капитана А.Ф. Клубова:

( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".

Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )